[Alternative text]
[Alternative text]
[Alternative text]
[Alternative text]

Организация консультативной помощи семьям и детям, не посещающим дошкольные учреждения.

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников они не могут решать проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в консультативной помощи специалистов.

Психолого – педагогическую информацию родители могут получать из различных источников. Наиболее популярны из них Интернет, периодическая печать, теле- -радио – передачи, научно-популярная литература. Это обусловлено, прежде всего, их доступностью. Но их недостатком является отсутствие возможности учесть уникальность семьи, ребенка, непосредственно ответить на вопрос каждого родителя. Более компетентными в этом оказываются специалисты ДОУ. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, получать «обратную связь» от них.

В настоящее время существует многообразие различных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей. При этом новые формы ориентированы как на родителей, чьи дети регулярно посещают ДОУ, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят.

Одной из таких новых форм является организация консультативного пункта на базе ДОУ для родителей (иди лиц их замещающих) детей, не посещающих образовательные учреждения.

Сама по себе форма консультации не является новой для детских садов. Одной из традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи является консультирование педагогами родителей воспитанников – индивидуальные и групповые. Консультации проводятся специалистами исходя их запроса родителей или с учетом особенностей развития детей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут различные специалисты ДОУ: представители административного персонала, воспитатели, воспитатели – предметники, медицинские работники, социальные педагоги, психолог.

Консультативный же пункт призван оказывать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых дети не посещают детский сад. В этой связи мы разработали «Положение о консультативном пункте для родителей (иди лиц их замещающих) детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.

Одной из основных задач пункта является оказание помощи родителям и детям в подготовке к обучению в школе. Дети, не посещающие ДОУ, как правило, возможно, и подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, им сложно проявить внимательность и усидчивость, они испытывают сложности общения со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у таких детей затруднена. Отсюда возникает социальный запрос родителей на получение консультативной помощи по вопросам, касающимся подготовки к школе.

 Несмотря на то, что исходя из результатов анкетирования, касающихся выявления основных вопросов, волнующих родителей детей, не посещающих ДОУ, проблема подготовки к школе стоит на первом месте, их волнуют и многие другие аспекты воспитания и развития детей. Прежде всего - это вопросы возрастных особенностей детей. Специалисты ДОУ способны грамотно оценить возникшую проблему в семье, касающуюся возрастных психологических проявлений в поведении дошкольника. Отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний может привести к неадекватной оценке возможностей или поступков детей. Родителей, как правило, волнуют вопросы использования информационных технологий в воспитании детей, вопросы послушания, организация досуга и т.д. В консультативном пункте родители могут получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердиться, или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия.

 Еще одна важная задача Пункта – оказание помощи в социализации детей. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Со сверстниками он зачастую общаться просто не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным. Все это, в свою очередь, негативно скажется впоследствии на процессе адаптации ребенка к школе. Специалисты ДОУ в этой связи настоятельно рекомендуют родителям определить своих детей в предшкольный период в кружки, секции, обязательно опираясь на личную заинтересованность ребенка, его индивидуальные способности и качества.

 Эта задача тесно связана с другой: консультативный пункт призван выступать связующим звеном между семьей и социальными институтами (библиотека, ЦДЮТ, муниципальная хореографическая школа, школы микрорайона, поликлиника и т.д.). Ведь мы решаем одну общую задачу: помощь и поддержка семье и детям.